Сайт Alex-Amur

 

Диагностика аппаратных проблем

Неисправности системного блока

Практические советы по ремонту персональных компьютеров

 

 

На главную                                                     Диагностика аппаратных проблем

 

Александр Дудкин

 

Большинство пользователей беззаботно работают на компьютере и не задумываются о том, что в какой-то момент компьютер может выключиться и больше не включиться вовсе. Да и достаточно часто возникает проблема - только что собранный или обновленный компьютер не включается. А еще хуже, если компьютер внезапно перестает работать. В таком случае главное - правильно идентифицировать поломку. Ведь, может, ремонт и не понадобится.


К оглавлению                                           Отчего и почему?

Для начала стоит разобраться с причинами, которые могут вызвать такое явление. Как известно, и пыль, и неблагоприятные климатические условия ухудшают состояние компонентов ПК. Соответственно, выход железа из строя может быть вызван окислением контактов, попаданием пыли (и следовательно, статического электричества) на микросхемы и разъемы, их перегревом. Перегрев также может быть вызван и плохим охлаждением.

Все эти ужасы могут быть следствием скачка напряжения, нестабильности блока питания или неправильного заземления. Первое, что здесь можно порекомендовать, - использовать сетевые фильтры, UPS и заземление компьютера. Но помните: лучше вообще не заземлять компьютер, чем заземлять его неправильно. Во-первых, заземлять корпус ПК и модем с телефонной линией надо отдельно. Не стоит заземлять корпус на отопительную батарею, поскольку на тот же стояк ваши соседи могут заземлять, например, холодильник, стиральную машину или перфоратор. В таком случае эта "земля" уже станет фазой с разностью потенциалов. Нежелательно заземлять несколько устройств в одну "землю" одновременно. Кстати говоря, поэтому не рекомендуется бытовую технику подключать в один сетевой фильтр с компьютером, а вот монитор, принтер и системный блок лучше запитать от одного сетевого фильтра.

К неплохому фейерверку из микросхем может привести и закорачивание какого-либо провода или попадание питания на "земляной" контакт. Поэтому всегда стоит следить за качеством подключения кабелей и их состоянием.

К оглавлению                                           Типичные проблемы

Ну а если уж беда случилась, то придется ее диагностировать. Итак, начнем. Для начала приведем полезную статистику, чтобы примерно знать, где может быть собака зарыта.

Если компьютер в состоянии клинической смерти, то прежде всего, надо сделать вскрытие и постараться найти, откуда идет характерный запах гари. Если запаха гари нет, то стоит проверить надежность подключения питания. Если проверка не помогла, то надо включить ПК и проверить, крутятся ли вентиляторы блока питания (БП), корпуса и кулера процессора (заодно проверьте крепление кулера). Если не крутятся и винчестер не издает характерного звука раскручивания шпинделя, то вышел из строя блок питания. Наличие напряжения на его выходе можно проверить тестером, померив величину напряжения на контактах системной платы в том месте, где жгут проводов питания соединен с БП. Стоит подключить новый БП и проверить целостность остальных компонентов. Для начала их необходимо визуально осмотреть на предмет наличия обгоревших элементов.

Несмотря на то что рабочий монитор ломается довольно редко, стоит проверить, подаются ли на него сигналы с видеоадаптера. Для этого осциллографом на контактах 10 и 13 ("земля" и синхронизация соответственно) 15-контактного разъема D-Sub-видеоадаптера, вставленного в материнскую плату, нужно проверить наличие рабочих сигналов.

Чтобы облегчить задачу поиска неисправного компонента, приведу наиболее часто встречающиеся симптомы поломок различного оборудования. Когда процессор выходит из строя, то чаще всего на его ножках видны следы гари.

В материнских платах наиболее часто встречающаяся поломка - выход из строя дискретных элементов, особенно конденсаторов в VRM (Voltage Regulation Module, представляет собой LC-фильтр). Да и сам этот блок может выгореть. Нередко электролитические конденсаторы попросту вздуваются, что требует их замены. Также часто встречающийся момент - "выбивание" транзисторов в районе северного моста, модулей памяти и VRM. Их можно определить по подгоревшим ножкам и потемнениям в этой области. Встречаются и выходы из строя тактовых генераторов и линий задержки, а также выгорание портов.

Другое иногда встречающееся явление - нарушение контакта на плате. Это может быть вызвано помещением платы расширения в слот не до конца, прогибом платы, закорачиванием контактов на обратной стороне платы на корпус, нехваткой длины проводов, идущих от БП к материнской плате.

В винчестерах самое уязвимое место - перегревшийся контроллер и IDE-разъем. Сгоревший контроллер можно определить по потемнениям рядом с местами его крепления. Перегрев микросхемы приводит и к ухудшению контакта между контроллером HDD и гермоблоком. Механические проблемы двигателя винчестера можно определить по сильной вибрации корпуса HDD при вращении дисков. Массовые неполадки были замечены у дисков IBM серии DTLA и Ericsson (70GXP и 60GXP), Maxtor 541DX, Quantum Fireball 3, Fujitsu серии MPG.

В CD-приводах чаще всего выходит из строя оптико-механическая часть. В частности, механизм позиционирования лазера и определения диска. Как правило, такая поломка вызывается неисправностью МСУ (микропроцессор системного управления), который вырабатывает управляющие сигналы, а также драйвера двигателя лазерного считывателя, который отвечает за сигнал возбуждения. Для их проверки необходимо промерить выходные сигналы на соответствующих контактах МСУ. Характерным симптомом неисправности МСУ является отсутствие перемещения лазерного считывателя при первоначальном включении питания. У флоппи-дисководов чаще всего встречаются механические поломки, связанные с подъемником и прижимом дискеты.

К оглавлению                                           Программно-аппаратная диагностика

Если все вышеперечисленное не помогло определить поломку, то придется перейти к программно-аппаратной диагностике. А для того чтобы она прошла успешно, необходимо точно знать, каков порядок включения устройств ПК.

Итак, рассмотрим порядок загрузки компьютера.

1. После включения питания БП выполняет самотестирование. Если все выходные напряжения соответствуют требуемым, БП выдает на материнскую плату сигнал Power_Good (P_G) на контакт 8 20-контактного разъема питания ATX. Между включением ПК и подачей сигнала проходит около 0,1-0,5 с.

2. Микросхема таймера получает сигнал P_G и прекращает генерировать подаваемый на микропроцессор сигнал начальной установки Reset. Если процессор неисправен, то система зависает.

3. Если CPU жив, то он начинает выполнять код, записанный в ROM BIOS по адресу FFFF0h (адрес программы перезагрузки системы). По этому адресу находится команда безусловного перехода JMP к адресу начала программы загрузки системы через конкретный ROM BIOS (обычно это адрес F0000h).

4. Начинается выполнение конкретного кода ROM BIOS. BIOS начинает проверку компонентов системы на работоспособность (POST - Power On Self Test). Обнаружив ошибку, система подаст звуковой сигнал, так как видеоадаптер пока еще не инициализирован. Проверяется и инициализируется чипсет, DMA и происходит тест определения объема памяти. Если модули памяти вставлены не до конца или некоторые банки памяти повреждены, то или система зависает, или звучат длинные повторяющиеся сигналы из системного динамика.

5. Происходит разархивирование образа BIOS в оперативную память для более быстрого доступа к коду BIOS.       

Таблица 1. Звуковые коды неисправностей IBM POST Phoenix (Award) BIOS

Звуковой сигнал

Неисправность

1 короткий

Процедура POST завершена, система в порядке

2 коротких

Есть неисправность: код ошибки на экране

Нет сигнала

Блок питания, нет сигнала Power_Good, испорчен код ROM BIOS, вышел из строя процессор, чипсет

Непрерывный сигнал

Ошибка контроллера памяти, чипсета, неправильное напряжение

Повторяющиеся короткие ВЧ-сигналы

Перегрев процессора, переразгон, неправильное напряжение

Повторяющиеся длинные сигналы

ОЗУ не установлено или не определилось

1 длинный, 1 короткий

Системная плата

1 длинный, 2 коротких

Адаптер дисплея (MDA, CGA)

1 длинный, 3 коротких

EGA/VGA/SVGA-видеокарта не определена или видеопамять вышла из строя

3 длинных

Плата клавиатуры

6. Инициализируется контроллер клавиатуры.

7. BIOS сканирует адреса памяти видеоадаптера, начиная с С0000h и заканчивая C7800h. Если BIOS видеоадаптера найден, то проверяется контрольная сумма (CRC) его кода. Если CRC совпадают, то управление передается Video BIOS, который инициализирует видеоадаптер и выводит на экран информацию о версии Video BIOS. Если контрольная сумма не совпадает, то выводится сообщение "C000 ROM Error". Если Video BIOS не найден, то используется драйвер, записанный в BIOS ROM, который инициализирует видеокарту.

8. ROM BIOS сканирует пространство памяти начиная с C8000h в поисках BIOS других устройств, таких как сетевые карты и SCSI-адаптеры, и проверяется их контрольная сумма.

9. BIOS проверяет значение слова по адресу 0472h, чтобы определить, какая загрузка должна быть выполнена - "горячая" или "холодная". Если по этому адресу записано слово 1234h, то процедура POST не выполняется, происходит "горячая" загрузка.

Таблица 2. Звуковые коды неисправностей IBM POST AMI BIOS

Звуковой сигнал

Неисправность

1 короткий

Ошибка регенерации DRAM

2 коротких

Ошибка схемы контроля четности

3 коротких

Неисправность в первых 64 Кбайт ОЗУ

4 коротких

Неисправность системного таймера

5 коротких

Ошибка процессора

6 коротких

Ошибка в схеме управления линией А20 в контроллере клавиатуры

7 коротких

Ошибка переключения в виртуальный режим

8 коротких

Ошибка чтения/записи видеопамяти

9 коротких

Ошибка контрольной суммы ROM BIOS

10 коротких

Ошибка чтения/записи CMOS-памяти

11 коротких

Ошибка кэш-памяти

Звуковой сигнал

Нефатальная ошибка

1 длинный, 3 коротких

Ошибка в основной или расширенной памяти

1 длинный, 8 коротких

Не выполняется тест на ответный сигнал дисплея

10. В случае "холодной" загрузки выполняется POST. Инициализируется процессор, выводится информация о его марке, модели и т.д. Выдается один короткий сигнал.

11. Тестируется RTC (Real Time Clock).

12. Определение частоты CPU, проверка типа видеоадаптера (в том числе встроенного).

13. Тестирование стандартной и расширенной памяти.

Таблица 3. Разводка разъема питания АТХ

Pin

Сигнал

Pin

Сигнал

1

3,3 V

11

3.3 V

2

3,3 V

12

-12 V

3

GND

13

GND

4

5 V

14

PS_ON

5

GND

15

GND

6

5 V

16

GND

7

GND

17

GND

8

PW_OK

18

-5 V

9

+5 VSB

19

+5 V

10

+12 V

20

+5 V

14. Присвоение ресурсов всем ISA-устройствам.

15. Инициализация IDE-контроллера. Если используется 40-контактный шлейф для подключения ATA/100 HDD, то появится соответствующее сообщение.

16. Инициализация FDC-контроллера.

17. ROM BIOS ищет системную дискету или MBR жесткого диска и читает сектор 1 на дорожке 0 стороны 0, копирует этот сектор по адресу 7С00h. Далее происходит проверка этого сектора: если он оканчивается сигнатурой 55AAh, то MBR просматривает таблицу разделов (Partition Table) и ищет активный раздел, а затем пытается загрузиться с него. Если первый сектор оканчивается любой другой сигнатурой, то вызывается прерывание Int 18h и на экран выводится сообщение "DISK BOOT FAILURE, INSERT SYSTEM DISK AND PRESS ENTER" или "Non-system disk or disk error".

Таблица 4. Разводка портов

Pin

Сигналы USB

Сигналы COM

Сигналы PS/2

Сигналы LPT

Pin

Сигналы LPT

1

VCC +5 V

DCD

Data

Strobe

10

AW

2

- Data 0

SIN

NC

Data 0

11

BUSY

3

+ Data 0

SOUT

GND

Data 1

12

PE

4

GND

DTR

VCC +5 V

Data 2

13

Select

5

NC

GND

Clock

Data 3

14

AUTO FEED

6

 

DSR

NC

Data 4

15

Error

7

 

RTS

 

Data 5

16

INIT

8

 

CTS

 

Data 6

17

SLIN

9

 

RI

 

Data 7

18-25

GND

В общем-то, все. Что касается последнего пункта, то ошибки, указанные в нем, говорят о неисправности винчестера (программной или аппаратной). Теперь вам остается только выявить, в какой именно момент перестает работать ваш компьютер. Если это происходит до появления сообщений на мониторе, то неисправность можно определить по звуковым сигналам. Наиболее часто встречающиеся звуковые сигналы приведены в таблице.

Третье и последнее средство диагностики - профессиональные аппаратные средства диагностики. К ним относится использование диагностических карт типа ДП-1 и комплекса PC-3000, созданных компанией "РОСК". Диагностическая плата устанавливается в свободный слот материнской платы, и после включения ПК на ее индикаторе отображается код ошибки в шестнадцатеричном виде. Применение такой платы существенно повышает вероятность локализации неисправности. Использование ДП-1 рассчитано на корректную работу процессора, а CPU выходит из строя крайне редко.

На данный момент в России диагностические карты, тестовые ROM BIOS и другие средства диагностики производятся компанией ACE Laboratory.

При аппаратной диагностике следует иметь в виду, что в большинстве случаев выходит из строя только одно устройство, и проще всего его выявить, заменив на аналогичное, гарантированно работающее.

Что касается блоков питания и периферийных устройств, то диагностика неисправностей в них - тема отдельного разговора, но по поводу мониторов можно дать ряд советов. Достаточно часто из строя выходит промежуточный строчный трансформатор, включаемый между предоконечным и выходным транзистором строчной развертки. Основной его неисправностью, как правило, бывает короткое замыкание витков. Этот трансформатор - часть высоковольтного блока строчной развертки. Это высокое напряжение подается на ЭЛТ. Поэтому часто отсутствие свечения на экране и отсутствие растра указывают на отсутствие высокого напряжения. Как правило, вертикальная полоса на экране также указывает на отказ блока строчной развертки. Проверить наличие высокого напряжение на ЭЛТ можно, проведя рукой по поверхности экрана. Если высокое напряжение подается, то вы должны почувствовать некоторую вибрацию или потрескивание статического электричества.

К оглавлению                                           Программная диагностика

Если же ваш компьютер все же включается, но работает нестабильно, зависает при загрузке, "выпадает" в синий экран, то это чаще всего является следствием переразгона, локального перегрева или "глючностью" памяти, а также ошибками работы HDD (к ним относится и "падение" Windows).

Стабильность их работы можно проверить под DOS, загрузившись c системной дискеты или диска. Для этого следует использовать утилиты CheckIT, PC Doctor, Memtest 86, Stress Linux, Norton Diagnostics, The Troubleshooter. Для профессионального тестирования и восстановления HDD следует использовать HDDUtility и MHDD, но они корректно работают только под MS-DOS 6.22. Первое, что требуется сделать с помощью них - проверить SMART-атрибуты состояния HDD. Также для диагностики, проверки и пометки bad-секторов можно использовать Norton Disk Doctor.

Следует помнить, что полноценную проверку железа можно произвести только под Windows, тестируя стабильность работы в burn-in тестах в течение не менее чем 24 часов. Среди таких тестов можно привести CPU Hi-t Professional Edition, CPU Stability Test, Bionic CPU Keeper, CPU Burn, Hot CPU Tester Pro, HD_Speed, DiskSpeed 32, MemTest.

А вообще, как известно, гораздо легче предупредить событие, чем исправить его последствия, поэтому лучше регулярно (хотя бы раз в несколько недель) следить за параметрами выдаваемых блоком питания напряжений, смотреть SMART-параметры HDD (программы Active SMART, SMARTVision, SMART Disk Monitor), изучать температуру процессора, проверять наличие хорошего охлаждения и отсутствие посторонних звуков. Нелишним было бы и смазывание вентиляторов машинным маслом как минимум раз в полгода.
www.modlabs.net

 

К оглавлению  На главную                         Неисправности системного блока

Если при включении компьютера вообще ничего не происходит, то, скорее всего, отсутствует питающее напряжение 220 В, либо "отошел" сетевой провод.

Если проверка показала, что здесь все в порядке, то, возможно, сломался выключатель. Для современных корпусов АТХ такая неисправность связана с отрывом или неправильным переключением провода от кнопки управления питанием к системной плате. Если при включении на мониторе не горит светодиод-индикатор питания, то значит, вышел из строя блок питания монитора.

Аналогично, если не горит светодиод "Сеть" на системном блоке и не вращается вентилятор охлаждения блока питания системно­го блока, то либо он неисправен, либо возникло короткое замыкание где-то в нагрузке (то есть на системной плате, или в винчестере, или в дисководах, или...) и сработала защита в блоке питания.

Для анализа возникшей ситуации необходимо открыть корпус системного блока и отключить все устройства потребления (системную плату, флоппи-дисководы, CD-ROM, винчестер). Затем попробовать включить блок питания. Если вентилятор блока начинает вращаться, то проблем с блоком питания скорее всего нет. Для включения (проверки) блоков питания АТХ необходимо закоротить зеленый и любой черный провода в разъеме, который подключается к системной плате (номера контактов 13 и 14). Это можно сделать с помощью жесткого провода, например разогнутой обычной канцелярской скрепки.

Отметим, что при таком тестировании некоторых блоков питания необходимо подключить какую-либо нагрузку (например, винчестер), так как многие импульсные блоки питания не запускаются без нагрузки.

В импульсных блоках питания (это достаточно стандартные устройства) чаще всего выходят из строя первичные цепи: два силовых транзистора, диодный мост и сглаживающие конденсаторы. Замена транзисторов на отечественные аналоги нежелательна.

Можно также проверить тестером соответствие напряжений и уровень сигнала Power Good (см. разд. «Ремонт блоков питания и мониторов»). Если с блоком питания все в порядке, то надо поискать возможные места возникновения короткого замыкания: может быть, случайно в какой-либо разъем попала металлическая стружка. Чаще всего короткое замыкание возникает при некачественной установке системной платы на шасси (особенно если под платой осталась неиспользуемая металлическая втулка или попал другой посторонний токопроводящий предмет, например, винт крепежа).

Возможным источником короткого замыкания является, как ни странно, динамик (Speaker). Поэтому нужно внимательно осмотреть места крепления проводов к динамику, а вообще-то на этапе тести­рования короткого замыкания его лучше отключить.

Устранив явные места возможных замыканий, необходимо последовательно подсоединить все устройства, начиная с системной платы, и каждый раз проводить контрольное включение блока питания. Таким образом, источник замыкания будет найден. Кратковременные короткие замыкания ПК не очень страшны, так как в исправном блоке питания должна успеть сработать защита, и все напряжения скачком падают до нуля. Однако такое экстренное выключение чревато потерей информации в ОЗУ и на дисках, и даже более серьезными нарушениями в файловой структуре дискет и винчестера. Поэтому после восстановления работоспособности ПК надо обязательно тщательно протестировать жесткий диск и дискеты (если они использовались в момент возникновения замыкания или просто случайного экстремального выключения).

Возможна ситуация, когда блок питания в порядке, светодиод Power на лицевой панели горит, слышен звук вращения винчестера, но больше ничего не происходит. Здесь «простой» неисправностью может быть запинание или нарушение работы кнопки RESET. Поэтому при дальнейшем исследовании проблемы провод RESET надо сразу отключить от системной платы.

Причиной выхода из строя блоков питания являются броски напряжения в сети, а также перегрев из-за плохого охлаждения (неис­правность, сильное загрязнение вентилятора).

Если при включении системного блока слышны необычные звуковые сигналы, то это однозначно говорит о наличии неисправностей. К сожалению, идентифицировать неисправность с помощью гудков не слишком просто. Чаще всего неисправный компьютер просто "молчит". Если же звуковые сигналы имеются, то для каждой версии BIOS они довольно сильно отличаются, и воспользоваться данными предыдущей главы почти никогда не удается. Рискнем все-таки сказать: короткие частые гудки - неисправна видеокарта, три-четыре гудка (низкого или обычного тона) - неисправна память.

Многие современные BIOS также с помощью звуковых сигналов сообщают о нарушении подключения клавиатуры и монитора. По­этому прежде чем открывать корпус и заниматься поиском неисправностей внутри, следует проверить качество всех внешних подсоединении. Так, при включении ПК на клавиатуре мигают обычно все три светодиода. Это говорит о том, что питание 5 В на клавиатуру подано.

Для изучения звуковой диагностики собственного ПК можно, например, отключать клавиатуру и, включая ПК, послушать характер гудков (а их может и не быть!). Затем такую же процедуру можно проделать с отключением монитора, отсоединением системной платы, видеокарты и, наконец, модулей SIMM или DIMM. При каждой такой искусственной неисправности серии гудков будут отличаться друг от друга.

Процесс диагностики полностью "мертвого" компьютера наиболее сложен. Для начала следует все-таки убедиться в работоспособности монитора и видеокарты (или просто заменить их, взяв от заведомо работающего компьютера). Заметим, что для начала не­исправностей необходимо постоянно иметь заведомо исправную видеокарту, лучше с разъемом PCI, Для этого вполне подойдет любой устаревший, но нормально функционирующий видеоадаптер.

Затем нужно отсоединить все имеющиеся платы от системной платы (модемы, контроллеры, мультикарту и т. д.). оставив лишь видеокарту. Также следует отсоединить питание от винчестера, дисководов, индикатора частоты и т. д. Если контроллеры дисководов и портов интегрированы на системной плате, то надо отсоединить все шлейфы, а также провод кнопки "Reset". Затем попытаться включить блок питания.

Если светодиод "Сеть" не светится, а вентилятор в блоке питания не работает, то необходимо выключить компьютер, отсоединить питание от системной платы и подсоединить питание к флоппи-дисководу.

Если блок питания после включения не оживет, то неисправен именно он. В противном случае следует искать короткое замыкание в цепях системной платы и устранять его, вплоть до замены системной платы.

В случае, если блок питания работает нормально и светодиод "Сеть" на лицевой панели компьютера светится, надо попытаться "запустить" системную плату. Если на экране монитора появится сообщение об инициировании видеокарты, а затем начнется тестирование памяти, то можно попытаться "войти" в SETUP. Отключив в SETUP винчестер и все дисководы, следует перезагрузить компьютер и убедиться, что на экране появляется сообщение об отсутствии возможности загрузить систему. После этого системную плату в первом приближении следует считать работоспособной, и путем последовательной установки других плат можно обнаружить, какая плата приводит к неисправности. В дальнейшем эта плата подлежит замене.

Если же при исправных видеокарте и мониторе никаких сообщений на экране после включения не возникает, то неисправны либо процессор, либо оперативная память, либо сама системная плата. Последовательно заменяя процессор и всю память (если это возможно), следует попытаться найти неисправность. Обычно все же при полностью неисправной памяти компьютер способен сообщить об этом с помощью звуковых сигналов. При этом, возможно, просто нарушился контакт между модулем памяти и системной платой.

Если ничто не помогает, надо ослабить крепление системной платы, попробовать более плотно вжать все микросхемы, которые вставлены в панельки (BIOS, cashe и т. д. ) и сделать последнюю попытку включить компьютер. Если результат нулевой, то вывод неутешителен: системную плату надо менять. Явных причин выхода системных плат из строя автор указать не берется.

На современных системных платах ремонтопригодными являются только исправления явных нарушений в контактах разъемов (грязь, стружка, погнутые и даже сломанные выводы или контакты), а также замена (перепрошивка Flash) BIOS.

 

К оглавлению  На главную                         Практические советы по ремонту персональных компьютеров

Как и любой другой сложный электронный прибор, компьютер, к сожалению, может в процессе эксплуатации выходить из строя. При возникновении таких проблем приходится искать ответы на несколько вопросов. Самые принципиальные из них - это диагностика и выяснение причин и факторов, которые привели к неисправности.

 

Большую роль при диагностике неисправностей играет сам характер их возникновения. Поэтому, если поломка произошла во время работы компьютера, а рядом нет специалиста, следует тщательно записать, как все происходило, Это сильно поможет при последующем ремонте.

Для контроля работоспособности компьютера полезно не реже одного раза в неделю «прогонять» тесты программы типа CHECKIT или NDIAG из пакета Norton Utility. Обычно достаточно проверить работу системной платы и памяти. Для контроля правильности записи и считывания на жесткий диск удобна программа NDD (Norton Disk Doctor). Если тестирование обнаруживает какие-либо ошибки, то необходимо сразу же попытаться сохранить (переписать на дискеты) наиболее важную информацию с винчестера и затем приступать к более тщательному исследованию проблемы.

В эпоху повсеместного распространения Windows 98 нормальное функционирование ПК в режиме Windows само по себе является хорошим тестированием, так как Windows 98 (а тем более Windows XP) сильно нагружает практически все компоненты ПК.

Одна из часто встречающихся неприятностей - «зависание» компьютера при выполнении каких-либо программ. Причин, приводящих к зависанию, очень много. Это и заражение компьютерными вирусами, и перегрев каких-либо микросхем, и нарушение контактов при прогреве компьютера, и, чаще всего, работа с недоброкачественными программами.

Для диагностики компьютера необходимо иметь защищенную от записи загрузочную дискету с максимально простыми конфигурационными файлами (или диск), заведомо работающей операционной системой и какой-либо универсальной тестирующей программой (например, СНЕСКIТ или QAPLUS). Если при загрузке с этой дискеты и достаточно длительном тестировании различных компонент компьютера все тесты проходят, и зависания не происходит, то причины зависания практически однозначно в программном обеспечении. Тогда необходимо проверить компьютер всеми возможными антивирусными программами, а также утилитой Norton Disk Doctor. Если NDD обнаруживает ошибки на винчестере (например, «потерянные кластеры» или пересекающиеся цепочки, или нарушение структуры таблицы файлов (FAT)), то, возможно, придется переустановить нарушенные программы. Если нарушений много, то, быть может, придется пойти на крайнюю меру и переформатировать винчестер.

Лучшим способом тестирования ПК на предмет обнаружения программных зависаний является временная замена винчестера с заведомо хорошим программным обеспечением и какой-нибудь сложной игрой с DEMO-режимом (например, QUAKE). Если компьютер способен часа два «гонять» эту игру и не зависает, то и процессор, и память, и видеокарта в порядке. Тогда надо разбираться с программным обеспечением на «родном» винчестере.

Другой распространенной «мягкой» причиной зависания бывают попытки заставить работать компьютер на предельных режимах, пытаясь выжать из него максимальные характеристики. Для этого в утилите SETUP устанавливаются нулевые времена ожидания циклов считывания данных из оперативной памяти и кэш-памяти, максимальные частоты системной шины и т. д. Делать этого не следует. Лучше установить оптимальную конфигурацию, воспользовавшись командами в SETUP типа «Load setup default» или OPTIMAL. Однако после использования этих команд надо проследить за некоторыми необходимыми изменениями (Обычно это установка LBA-моды для винчестеров большой емкости в странице Advanted CMOS SETUP).

Довольно часто в компьютере «слетают» (искажаются) установки в утилите SETUP. Это происходит либо из-за разряда питающей батареи, установленной на плате либо из-за случайных причин (например, высокочастотных помех в питании при включении или выключении компьютера). При этом компьютер перестает «видеть» свои устройства: винчестер, флоппи-дисководы и др. На экра­не при включении появляется сообщение типа:

«CMOS checksum failure», «CMOS battery state low»

или аналогичные. Для устранения неисправности необходимо «войти» в утилиту SETUP и восстановить всю утраченную информацию. Для того чтобы это легче было сделать, очень полезно заранее (на нормально работающем компьютере) переписать или отпечатать с помощью клавиши PRINT SCREEN все страницы SETUP.

Рассмотренные неисправности являются несложными и «лечатся» программными способами. К сожалению, случаются и более не­приятные проблемы. Описать все возможные неисправности не представляется возможным. Остановимся на некоторых, наиболее характерных поломках,

Итак, если происходит загрузка операционной системы и компьютер способен хоть как-то работать, то неисправности определяются с помощью сообщений самого ПК на экране дисплея или с помощью тестирующих программ.

Аппаратные зависания связаны с проблемами компьютерного «железа» и гораздо более неприятны. Если при работе ПК с загружаемой системной дискеты или с заведомо «хорошего» тестового винчестера регулярно возникают сообщения об ошибках или ПК «виснет», то причины этих неисправностей в перегреве или некачественной работе микросхем.

Прежде всего, надо убедиться в нормальной работе вентилятора на процессоре: вращается ли он вообще, не загрязнился ли он, не тормозится ли каким-либо проводом или кабелем, плотно ли прилегает радиатор к процессору. Затем имеет смысл вынуть и заново вставить в разъем процессор. Вынуть, почистить ластиком и обратно вставить модули памяти, плотнее вставить микросхему ПЗУ BIOS в панельку, а также освободить крепление видеокарты, вынуть из слота расширения, также почистить ластиком и опять все вернуть на место. Именно в вышеперечисленных соединениях иногда происходит нарушение контакта.

Если загрузки системы не происходит, то следует попробовать «войти» в утилиту SETUP, убедиться в правильности установок, в первую очередь, типов флоппи-дисководов и винчестера, и затем попытаться загрузиться с системной дискеты.

Иногда причиной частых «зависаний» является плохая cache-память. Для проверки надо отключить в SETUP external cache. Если после такой процедуры компьютер работает нормально, то неисправность именно в cache-памяти или в слишком большой тактовой частоте системной платы. Это обычно случается с 486 и «старыми» Pentium-платами, где кэш-память можно заменить. На современных системных платах Cache входит в состав картриджа процессора (Pentium III, Pentium IV и др.), и здесь вероятность отказов невелика.

 

К оглавлению  На главную

 

Hosted by uCoz